Суббота, 20.04.2024, 03:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории каталога
Двигатель [4]
Все, что относится к двигателю. Головки-клапана, цилиндры-поршня, система питания, Разборка-сборка итп...
Ходовая [6]

Мини-чат
200

Главная » Статьи » РемЗона » Ходовая

Во что мы обуваем мотоцикл?
Раздел 1. Маркировка и типология покрышек.

Открывая мануал новенького (или только приобретенного) мотоцикла мы видим только одну строчку: диаметр колес составляет. Далее, отправляешься в магазин и гордо произнеся вычитанную цифру, получаешь покрышки на требуемый аппарат. Ставим, едем… Как обычно все сложнее чем кажется.

Из чего производят мотошины
Основным сырьем для изготовления резины является каучук. Но для изменения свойств резины применяются огромное количество механических и химических компонентов. Например, для долговечности резины применяют кварцевый порошок называемый силика. Этот мельчайший песок улучшает сцепление с дорогой и добавляет износоустойчивость. В зависимости от предназначения шин, изменяя пропорции компонентов, можно влиять на твердость или эластичность резины, на жесткость в зависимости от температуры, другие характеристики. У серьезных производителей мотошин, над разработкой рабочего состава трудятся целые лаборатории, оснащенные по последнему слову техники. Изобретенные составы резины держатся в секрете, определить их очень сложно, именно это и определяет высокое качество "фирменных" шин, но и не меньшую стоимость. Равно как и не стоит забывать, что эти упомянутые выше исследования тоже стоят денег. И что не всем рекламным проспектам стоит верить. Из серии «хорошее за недорого»
Конструкция мотошин
Несмотря на большой ассортимент шин по их назначению и внешнему виду, конструктивно они мало чем отличаются друг от друга. Основной несущей, силовой частью мотошины является каркас. Каркас обеспечивает прочность, воспринимает внутреннее давление воздуха и внешнее воздействие со стороны дороги. Каркас состоит из одного или нескольких слоев корда. Корд это слой из частых прочных волоконных или стальных нитей. Нити корда для мотоциклетных шин чаще всего изготавливают из хлопкового, вискозного или капронового волокна, реже из стальной проволоки. Последнее время для изготовления нити начинают применять синтетические материалы, такие например, как кевлар.
В зависимости от расположения слоев корда в покрышке, шины для мотоциклов делятся на две категории: диагональные и радиальные. В диагональных шинах нити корда идут по диагонали от одного борта к другому, при этом второй слой корда располагается в противоположном направлении, образуя перекрестную сетку. Из-за необходимости перекрещивания кордов, диагональные мотошины имеют только парное количество слоев корда: 2, 4, 6, и т.д. Такое расположение корда в каркасе шины обеспечивает более высокую, чем у радиальных покрышек прочность боковых стенок. Диагональные покрышки имеют более простую, с технологической точки зрения, конструкцию и, как следствие, более низкую цену. Такая резина для мотоциклов обладает большей несущей способностью и меньшей массой. Они лучше радиальных смягчают ударные, особенно боковые нагрузки, и гораздо проще в ремонте. Поэтому диагональные мотопокрышки часто устанавливаются на круизеры и чопперы, но чаще всего эти покрышки используют для внедорожной техники: эндуро, мотокросс. И, тем не менее, диагональные мотошины сильно уступают радиальным по эксплуатационным характеристикам. Резина такого типа изнашивается в 1,5-2 раза быстрее радиальной, ее ресурс не превышает 10 тысяч километров. К тому же, за счет большего сопротивления качению, диагональные мотошины повышают расход топлива. В радиальных шинах нити корда в разных слоях каркаса проходят параллельно друг другу. Радиальная конструкция покрышек получила свое название, потому что нити ее корда расположены от одного борта к другому без перехлеста нитей. В отличие от диагональной, такая конструкция обладает хорошими скоростными качествами, меньшей шумностью, более высокой износоустойчивостью. Недостатком таких шин является низкая устойчивость к боковым ударным нагрузкам. В этой связи их конструируют и изготавливают с более низким профилем. Такая моторезина, устанавливаются на скоростные модели мотоциклов, которые используются на дорогах с ровным покрытием. Стоит отметить, что в последние несколько лет, на рынок выходят и пользуются стабильной, хоть и невысокой, популярностью шины типа «Run Flat». Боковина этих шин изнутри построена по особенному: она как бы «налита» дополнительным слоем резины. Такое изменение позволяет шине сохранять приемлемые ездовые свойства даже при критически низком давлении (например, после прокола). Важно отметить, что такие шины применяются чаще на литых дисках, ибо являются бескамерными.
Протектор это массивный слой особо прочной резины, соприкасающийся с дорогой при качении колеса. На наружной поверхности имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок. Протектор предохраняет каркас от механических повреждений, определяет износостойкость моторезины, сцепление с дорогой, уровень шума и вибраций. Рисунок рельефной части протектора и его химический состав, определяют, в первую очередь, назначение шины. Протектор резины для мотоциклов, его рисунок влияет на сцепление шины с дорогой, проходимость, на износоустойчивость, курсовую устойчивость.
Рабочая часть протектора (беговая дорожка), название говорит само за себя, это та часть на которую приходится основная, рабочая нагрузка. Эта часть протектора проходит по его средине, является самой массивной, но в этой части больше всего и происходит износ шины.
Брекер Мотошины также изготовленный из нитей связывает каркас и протектор, предотвращая его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует удары, повышает сопротивляемость каркаса механическим повреждениям. Нити корда в брекере расположены диагонально (независимо от конструкции шины). В радиальных шинах, брекер более жесткий, ведь именно от него зависит прочность такой мотошины.
Плечевая зона - часть протектора между рабочей частью протектора (беговой дорожкой) и боковиной. Увеличивает боковую жесткость, улучшает соединение протектора с каркасом.
Боковина покрышки — участок мотошины между бортом и протектором. Боковина предохраняет каркас от влаги и механических повреждений, поглощает удары и кочки, в то же время, препятствуя скручиванию и изгибу мотошины во время движения. На боковину наносят маркировку шин.
Борт это жесткая несущая часть мотошины. Основа борта - прочное нерастяжимое кольцо из стальной проволоки, на которой закреплены слои каркаса. Борт служит для крепления покрышки на диске и герметизации (для бескамерных шин). Для плавного перехода к резине боковины, металлическое кольцо обматывают резиновым шнуром. С наружной стороны борта слой прорезиненной ткани или корда предохраняет его от истирания об обод при монтаже и демонтаже.( http://moto-line.at.ua/publ/poleznosti/professija/2-1-0-12)

Для разной погоды, а еще, точнее, для разных покрытий выпускается разные мотошины.
Современная резина для мотоциклов бывает:

 - классическая, или ее еще называют дорожной, такая резина применяется на круизерах и чопперах и некоторых моделях скутеров;


Дорожная универсал
Рис. 1. Дорожная универсал.

Дорожные для задних
Рис 2. Дорожная для задних.

дорожные для передних
Рис. 3. Дорожная для передних.

- внедорожная (OFF ROAD), такая резина разделяется на две подгруппы: внедорожную, и универсальную, первая применяется на мотоциклах класса «кросс» и «эндуро», вторая на мотардах;


Рис. 4. Внедорожная, с глубоким протектором.




Рис. 5. Внедорожная.


Рис. 6. Для трека.




Рис. 7. Для триала.

- спортивной или ее еще называют шоссейной, такую устанавливают на спортбайках и скутерах. Правда, по моему убеждению, слово «спорт» в названии потому, что название спорт больше маркетинговый ход производителей, чем принадлежность к настоящей спортивной резине.
- настоящая спортивная резина, точнее резина для гонок имеет в своем названии или в классификации самого производителя слово «racing», что в переводе означает «гонка». Гоночные мотошины могут выпускаться производителем в одном размере, с одинаковым рисунком, но с разным по твердости составом протектора. Мотошины с разным составом подбирают индивидуально, для каждой трассы, для разной температуры полотна трека. Отличить мотошины класса «спорт» и класса «racing» визуально, практически невозможно. Хотя чаще, не всегда, но чаще, настоящие гоночные шины внешне грубее выглядят по составу чем спортивные и менее черные.
Но кроме таких многопрофильных шин существуют еще и узкоспециализированные мотошины. Эти Мотошины разработаны или для узкого сегмента мотоциклов, чаще всего спортивных или для применения в особых дорожных или климатических условиях. Гладкие мотошины безо всякого рисунка называются сликами.


Рис. 8. Почти слик.

 Для гонок во время дождя выпускают специальные дождевые мотошины. Для сцепления с мокрой дорогой протектор должен иметь множество канавок и быть очень мягким. Подобные мотошины выпускают и для дорожных мотоциклов, а также зимние, шипованные мотошины. (http://moto-line.at.ua/publ/poleznosti/professija/2-1-0-12)

Тип шины
ТТ (Tube Type) — камерная покрышка, TL (Tubeless) — бескамерная шина.
Дата изготовления шины — три или четыре цифры в овале на одной из боковин. Некоторые производители указывают их в индивидуальном номере покрышки. Две первые цифры — это номер недели, в течение которой шину изготовили. Например, (178) — 17-я неделя 1998 г. С 2000 года действует 4-х значное обозначение. К примеру (1304) — 13-я неделя 2004 года.
Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например, TREAD: 2 RAYON: 2 PL-STEEL означает, что брекер шины состоит из 2-х слоев вискозного корда и 2-х слоев металлокорда, TREAD: 2 RAYON 1POLYAMIDE — два слоя вискозы и один полиамидный. Надпись SIDEWALL 2 RAYON означает, что боковина состоит из двух слоев вискозы.
Стандарты
Маркировка DOT говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности Транспортного Департамента США (Department оf Transportation) и допущена к эксплуатации на территории Штатов. Дальше идет идентификационный или серийный номер шины; до 11-ти цифр и букв.
Буква Е в кружке — знак официального утверждения по результатам испытаний в рамках правил ЕЭК ООН. Маленькая цифра рядом с буквой Е указывает в какой стране проводилось испытание данной шины: 1 — Германия, 2 — Франция, 3 — Италия, 22 — Россия и так далее, все знаки равноценны. Индекс рядом с кружком — номер сертификата проверки. Оба клейма, проставленные на одной шине, означают, что шина сертифицирована для обоих рынков. Для эксплуатации советуем Вам покупать шины либо Е, либо двойной сертификации: европейские требования по некоторым параметрам, в частности, по прочности, выше американских.
На шинах производства СНГ указывают номер ГОСТа или ТУ предприятия-изготовителя. Не стоит забывать, что на старых «дедушкиных» шинах, что еще можно найти в закромах – стоит отличительный знак в виде пятиконечной фигуры со звездой – это советский знак качества, не пугайтесь – это к хорошему. Хотя все же при этом же стоит помнить правило ведущих мировых производителей – срок годности шины 5 лет!

Дополнительные обозначения на шинах
Буква F после обозначения размера указывает, что покрышка предназначена только для установки на переднее колесо. Надпись Front Wheel или Front Wheel Only означает то же самое. Покрышка с надписью Rear Wheel — для установки на заднее колесо. Универсальная резина для некоторых малокубатурных мотоциклов, скутеров и мопедов может устанавливаться как на переднее, так и на заднее колесо.
Rotation — стрелка с надписью "Rotation" (может быть только стрелка, без надписи) указывает направление вращения покрышки. Для шин с симметричным рисунком протектора направление вращения не имеет значения, соответственно резину можно устанавливать любой стороной.
Steеll (steel belted) — указывает, что шина имеет опоясывающий металлический корд.
ETRTO — The European Tyre and Rim Technical Organization (Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель).
ECE — Economic Commission for Europe (Ведомство ООН в Женеве).
FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards (Нормативы безопасности США).
Часто буквами могут быть указаны условия эксплуатации, например: Rain — дождь, Water или Aqua — вода, AW (Any weather) — всепогодная. Некоторые производители вместо буквенных обозначений используют значки (солнышко, снежинка, тучка).
DA (в виде штампа) — незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации.
Дополнительные маркировки, действующие в США:
DM AB CD EFG — код, означающий место изготовления, размер и тип шины;
Максимально допустимое давление воздуха в шине, указывается в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм.
Например: 290 kpa (42psi), 1psi = 6,9 кПа для шины в "холодном" состоянии.
В нижеследующей таблице psi переводятся в более распространенную у нас единицу, Бар, которую еще называют "атмосферой". Однако, если быть точным, то 1 Бар = 1 Технической Атмосфере, которая хоть и не равняется, но для бытовых применений приравнивается к 1 Атмосфере.
Treadwear 180 — относительная износоустойчивость рисунка протектора. Отвечает специальным стандартным тестам США;
Traction A — оценка влажностных условий А, В или С (специальный тест США);
Temperature B — температурная устойчивость на больших скоростях движения А, В или С (специальный тест США);
Особые мото-приметы
M/C (motorcycle) — сокращение, обозначающее, что шины относятся именно к категории шин для мотоциклов. Нужно отличать эти шины от тех, которые были спроектированы для других средств передвижения.
K0-supersoft — очень мягкая мотошина.
K1-soft — мягкая мотошина.
K2-medium — средняя по жесткости мотошина.
RS1-soft — мягкая мотошина (спорт).
RS2-medium — средняя мотошина.
RS3-hard — жесткая мотошина.
Протектор
У каждой покрышки есть оптимальная рабочая температура. Если резина слишком холодная, она не размягчается и не держит дорогу. Если шину перегреть, она начнет разрушаться. Сначала потеряет упругость, резко снизится сцепление ("химическая смерть"), затем резина буквально развалится на куски ("физическая смерть").
Наиболее устойчивы к кратковременному перегреву спортивные шины. Они обеспечивают максимальное сцепление при экстремальных гоночных нагрузках, образующееся тепло они эффективно рассеивают. Как следствие, такие покрышки невозможно прогреть в условиях города. Непрогретый протектор будет проскальзывать, резина будет теряться клочьями. В то же время, спортивная резина совершенно не рассчитана на длинную трассу и скорость "под 300". Такого она не перенесет.
Еще одна важная характеристика шины — количество температурных циклов, которые она может выдержать. При каждом перегреве резина повторно вулканизируется и, остыв, становится чуть жестче. Визуальная примета — фиолетовый отлив. Чаще всего он заметен именно на спортивной резине, ведь она рассчитана только на один температурный цикл. Именно поэтому в паддоках протекторы прогревают не только перед гонкой, но и в паузах, чтобы не дать резине остыть и завершить тепловой цикл. Поскольку вся эта суета совершенно невозможна в повседневной жизни, дорожную резину делают более устойчивой к температурным колебаниям.
Не слабее температурных свойств резины на ее поведение влияет рисунок протектора. К его выбору не стоит подходить из эстетических соображений. Он — всего лишь гарантия вашей безопасности, особенно во время дождя. На протектор передней шины наносят в основном продольные канавки — они сопротивляются боковому скольжению колеса. Большой крутящий момент на заднем колесе требует шашечного рисунка или зигзагообразных канавок.
Гладкие шины безо всякого рисунка называются сликами. У сликов — максимальная площадь контакта с ровной дорогой, а значит и сцепление. Однако, при малейших отклонениях от идеальных условий (дождь, грязь, колдобины) такие шины становятся опасными. Они уже не способны "держать" дорогу. Поэтому даже на большинство гоночных шин наносят рисунок.
Как только резина попадает из спорта в обычную жизнь, рисунок на протекторе становится обязательным. И чем суровее условия вокруг, тем он рельефнее.
Для сцепления с мокрой дорогой протектор должен иметь множество канавок и быть очень мягким. Чем чаще "нарезка" и мягче резина, тем больше воды протектор преодолеет. Но в случае внезапного потепления эти достоинства превратятся в недостатки — шина размягчится и начнет проскальзывать. Хотя современные производители и производят разную резину по рисунку протектора, они не забывают упоминать и о разных магических «мультисоставных» ингредиентах покрышки, позволяющей ей и прогреваться, создавая эффект «прилипания» к дороге, и не изнашиваться и умело отводить воду. Надо отдать им должное, они не совсем врут – просто лукавят. Всегда помните, что универсальный инструмент – хуже специализированного! Так и с покрышками – под ваш стиль езды, под ваш мотоцикл и ваш вес и особенно под ваши дорожные условия и подбирайте резину! А не просто ведитесь на рекламу.

Продольные канавки ухудшают устойчивость мотоцикла в повороте, поперечные — увеличивают тормозной путь и вероятность пробуксовки при интенсивном разгоне.
В зависимости от рисунка протектор может быть направленным или ненаправленным. (http://www.motodrive.com.ua/content/Shini_dlya_mototsikla_ili_Kaloshi_schastya_Motorezina.html)

Помимо всего перечисленного стоит разобраться в индексах скорости и максимальной нагрузки.
Индекс скорости
Индекс скорости - условное обозначение скорости показывает максимальную расчетную скорость шины. В приводимой ниже таблице указывается эквивалентная максимальная скорость в км/ч.




Таблица 1.


Индекс нагрузки – также условное обозначение максимальную расчетную нагрузки на шину. В приводимой ниже таблице указывается эквивалентная максимальная нагрузка в кг.




Таблица 2

 (http://www.motokolesa.ru/information/speedind.aspx)

Теперь для тех, кто не хочет читать все выше изложенное и аккуратно переписывать на клочок бумаги требования для резины на Урал.
Колясыч.
Вес Урала – колясочника в «сухом» состоянии 331-341 кг в снаряженном около 530 кг (для особо нагружающих максимально допустимый 590)
Максимальная рекомендованная скорость 105-112 км/ч (некоторые рассказывают байки про 160, но что-то не вериться)
Колеса 19 дюймов.
Количество 3 штуки. (http://uralmoto.ru )
Получаем маркировку: Индекс скорости = L и более, Индекс нагрузки = 86 и более
Не забываем, что у колясочника с приводом гребут два колеса, а без оного - одно. Из этого делаем выводы о рисунке протектора на ведущих колесах и их отличии!

Вот собственно и все по первой части.



Источник: http://Metalhram.su
Категория: Ходовая | Добавил: Если (27.03.2011) | Автор: Condor
Просмотров: 6191 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта


Статистика

В Храме всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024